Ассоциативный ребрендинг

Ассоциативный ребрендинг

Во вторник на Нижегородской ярмарке прошло учредительное собрание по созданию межрегиональной туристской ассоциации “Приволжье”.

Цели были обозначены так: создать новые программы внутреннего и въездного туризма, укрепить отношения с администрацией ПФО и региональными властями, развить профессиональные связи между членами ассоциации.

Заинтересованность в поддержке стабильного развития бизнеса выразили представители многих регионов округа. Желание вступить в ассоциацию изъявили по окончании собрания и более 20 нижегородских средств размещения.

Как отметил помощник полномочного представителя президента РФ в ПФО Олег МЕЛЬНИЧЕНКО, доля внутреннего туризма в совокупном валовом региональном продукте в среднем по ПФО около 2 процентов.

— С одной стороны, немного, с другой — есть потенциал роста для развития внутреннего туризма. На сегодня в РФ образовался серьезный слой людей, перенасыщенных поездками за рубеж. “Заграницу” видели, любопытство удовлетворили. Наступает некий период открытия своей страны, проявляется интерес к святым местам, и то конфессиональное разнообразие, которым отличается округ, открывает кладезь возможностей, должным образом не оцененный. Те регионы, которые осознали необходимость развития внутреннего туризма на своей территории, активно включились в процесс. Я имею в виду Татарстан, Ульяновскую и Самарскую области. В Татарстане еще не успели достроить объекты Универсиады-2012, а к ним уже проложены турмаршруты...

На территории ПФО расположен ряд интереснейших объектов, связанных с историей православия, мусульманства или просто имеющих определенную историческую легенду, которую можно довести до ума и использовать в работе. Взять, к примеру, Болгарию, где с каждого камня собирают деньги — если место каким бы то ни было образом соприкасается с историей. Нам этому надо учиться.

Понятно, что есть вещи, которые объективно тормозят развитие въездного и внутреннего туризма. Во-первых — отсутствие приемлемой инфраструктуры. Пропускная способность федеральных трасс оставляет желать лучшего, транспорт железнодорожный — монополист, с которым трудно договариваться. Второе — внутренний туризм обходится россиянину иногда дороже благоустроенного зарубежного отдыха. Поэтому, когда появилась идея создания ассоциации, мы в ней увидели возможность появления туристского — рекреационного, в первую очередь — кластера в ПФО. Поэтому готовы оказать всестороннюю поддержку начинанию. Сейчас разрабатывается федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма на 2011—2016 годы, думаю, ассоциированный орган может продвигать на уровне Федерации межрегиональные проекты. Чтобы поменять действующее законодательство, требуется много времени, но инициировать совершенствование нормативно-правовой базы — как в субъектах РФ, так и в целом в РФ — все же возможно.

Олег Мельниченко дал и свои рекомендации по первым шагам ассоциации — активнее использовать интернет-ресурс, создав единый сайт; подготовить качественный презентационный материал об ассоциированных членах и размещать его и на сайтах органов власти, и в наших посольствах за рубежом.

Инициировали же создание ассоциации директора ГК “Имидж Успеха” Сергей КРИВЦОВ, центра “Практик” Олег ЕРМОШИН и РИА “Курорт Медиа” Ирина КОЗИНА. Понятно, что по роду деятельности они представляют турпродукт, а значит в курсе существующих проблем по его созданию и продвижению.

Сергей КРИВЦОВ отметил, что доля рынка в части внутреннего туризма мизерна — базы отдыха, санатории и пансионаты летом посещает примерно один процент людей: 70 процентов предпочитают дачный отдых, около 30 — отдыхают “дикарями”. “Недоступный для нас контингент, с которым нужно работать, — велик. Одной из главных задач в целом является повышение привлекательности территории ПФО в целом для туристов и для инвесторов. Можно, например, создавать события-магниты. Интересные мероприятия проводятся в разных регионах округа, но они разрознены — не в общей канве. При изобилии рекламы нам не хватает пропаганды отдыха в Приволжье”, — подчеркнул Сергей Кривцов.

Олег ЕРМОШИН говорил о том, как создать индивидуальность территории, и о том, как используя преимущества отдельных территорий выработать предложение, удовлетворяющее ожидания большого числа посетителей. Чем меньше и удаленней территория, тем более профессионально надо подходить к ее продвижению.

Начальник отдела туризма департамента предпринимательской деятельности минэкономики Ульяновской области Владислава СЛЕПОВА так выразила принцип сотрудничества между регионами: “Мысль межрегиональна, действо — локально”. Кстати, Ульяновская область и была инициатором сотрудничества. Почему? Потому что быстрее других ощутила, что вместе с падением Советского Союза разрушилась и система организации туристических потоков.

— В свое время нас не удивляли миллионные туристические потоки на родину Ильича — по разнарядке к нам шли автобусы, пароходы и т. д. Когда бренд Ленина перестал быть популярным, наши турфирмы были поставлены перед выбором: или закрываться, или перепрофилироваться, причем быстро. И мы решили, что, будучи расположены на Волге, мы благословенны — у нас могут отдыхать люди как с юга, так и с севера. В 2008 году было подписано соглашение о взаимодействии в сфере туризма между Республикой Татарстан, Ульяновской и Самарской областями. Мы создали не один совместный продукт, прежде чем к нам присоединилась Республика Чувашия. А 28 июня соглашение подписали еще 4 региона, в том числе и Нижегородская область. Не хочу обидеть сограждан, но нам особенно важно привлечь иностранного туриста, а для этого нужен известный бренд. Волга — это известный бренд. Идея единых туров по волжским городам — неплохая. Мы же осознаем, что нашего экскурсионного потенциала хватает на 3 дня максимум. Поехать на 10 дней в Ульяновск или за 10 дней побывать в 5 городах на Волге — выбор очевиден. Ежегодно в апреле мы проводим форум “Жить и отдыхать на Волге” — приезжайте, рассказывайте о себе.

И еще. Печально, что наши дети все меньше знают — не то что о Ленине, даже о Волге. У каждого санатория есть периоды простоя, почему не использовать их для размещения школьников, конечно, чуть дешевле? Сколько в познавательном плане может дать одна экскурсия — ведь в округе просто пересечение различных культур.

Мы на уровне региона пытаемся поднимать внутренний и въездной туризм: с 2011 года проекты, получившие статус приоритетных, будут полностью освобождены от областных налогов. Но нам интересен и опыт коллег, — подчеркнула Слепова.

Об успешных примерах развития въездного туризма рассказали самарцы — об опыте работы ЦИМ “Древний мир”, о том, как на жигулевских горах в Самарской Луке возрождаются русские боевые искусства.

О том, как можно отдохнуть на базе архипелага островов Чебоксарского водохранилища, рассказали коллеги из Чебоксар. Показать, что есть, есть чем удивить, а вот удержать туриста надолго на одной территории сложно. Поэтому межрегиональные проекты в этом плане более перспективны, отметила представитель ООО “Стромон-Китер” Элеонора ВАСИЛЬЕВА. Ей мы не могли не задать вопрос — как скажется на их бизнесе поднятие воды в Чебоксарском водохранилище. Предприятие обустроило огромные неосвоенные ранее территории (могли бы инвестировать и больше, но вкладывать в землю, которая дана только на 49 лет, бизнес не готов), они теперь могут попасть в зону подтопления. “Мы можем перенести все на другие острова, — ответила Васильева, — это затратно, но не убьет бизнес. А вот природу загубит. Так что экологические последствия, на мой взгляд, не соизмеримы с перспективами Чебоксарской ГЭС”.

Председатель совета директоров ЗАО Пансионат “Буревестник” Евгений КОРОВКИН в завершение не мог не отметить проблемы внутренней рекреации, которая находится на стадии вырождения.

— Проезжая бескрайние просторы округа, можно видеть, сколько у нас заброшенных пансионатов, бывших турбаз и баз отдыха. Ассоциация создается чуть запоздало, но еще актуально. Каждый год с завидным постоянством налоговая служба предлагает ввести НДС на внутренний туризм, что равнозначно его прекращению. Поэтому необходимо лобби на федеральном уровне. Или, к примеру, почему в Городецком районе в числе крупнейших плательщиков за электроэнергию — Заволжский моторный завод и ...пансионат “Буревестник”? Разве это поддержка рекреации? Например, Российская ассоциация туристских агентств сосредоточилась на выездном туризме, где основные деньги, и проблемы въездного туризма ее по большому счету не интересуют. Удивило, что большую часть мероприятия заняло обсуждение продвижения турпродукта. От имени владельцев средств размещения отмечу: главное в этом бизнесе — продукт создать, продвинуть его — задача важная, но вторая. Поэтому ассоциации стоит уделять внимание именно созданию турпродукта.

Автор: Наталия МИРОНОВА

Источник:Курс-НН


Назад