Дыхание Севера

Дыхание Севера Татьяна Коньшина_статья №4: Дыхание Севера
Источник: журнал «Welcome to Perm» № 2, 2008 г.
Номинация «Лучшая публикация в печатном издании»
    
На самом севере Пермского края среди отрогов Главного Уральского хребта, словно Земля Санникова, укрылось от всего мира высокогорное тундровое плато Кваркуш.  

Где грибы выше деревьев
Поднимаясь ввысь, попадаешь из тайги в горную тундру, где грибы больше карликовых ив и берез, а потому подберезовик называют не иначе, как надберезовиком. Кваркуш - это тундровый  рай с таким изобилием  ягод, что их сок брызжет прямо из-под ног, окрашивая обувь в цвет черники и морошки. Только здесь еще можно увидеть на Урале северных оленей,  стада которых раньше пас вогул Бахтияров. На тундровом плато укрылись от суеты мира магические обрядовые мегалиты-сейды - родичи знаменитых дольменов, которые не увидишь больше нигде в Пермском крае.  
Для Алексея Половникова и его друзей-туристов  Кваркуш стал одним из самых любимых уголков земли.
- У нас выдалась свободная неделя – и мы решили, как раз хватит, чтобы снова отправиться на плато дивной красоты. Добираемся до Красновишерска и сразу – на «уазике»  к Золотанке, - начинает рассказ Алексей. -  От нее еще километров 40 непростого пути до лесных делянок. Все, приехали. Дальше машине не пройти. Ставим палатки. Готовимся к ночлегу.

Кваркуш и Кваркушата
На следующий день километров 70 идем  только пешком. Нам не привыкать, а неподготовленному  туристу придется здесь трудновато. Проходим от стоянки до границы леса  и отдыхаем перед самым трудным отрезком пути, предстоящим в день третий - поворотом на Кваркуш. С этого места начинается 12-километровый подъем к самой северной вершине –  хребту 927 . Этот северный отрог местное население ласково именует Первым Кваркушонком. Всего же Кваркушат три. За ними и начинается основное плато Кваркуш со своей главной вершиной - Вогульским Камнем. Место поворота приметное - это перекресток двух дорог.  Вокруг бескрайний океан тайги. Высокий хвойный лес смыкается над головой, заслоняя верхушками небо. Звенящую тишину лишь изредка взрывает крик и щебетанье невидимых птиц. Идем совершенно спокойно – непривычно, что здесь, в глухой тайге, абсолютно отсутствует всякий гнус. Ни комаров и мошки!
Впереди среди камней вдруг показывается ручеек с кристально чистой водой. На Кваркуше воду можно пить прямо из источников. Наполняем свои фляжки до краев - дальше  вода будет только в верховых болотах. Таких высокогорных болот, источающих сладкий и дурманящий аромат, тоже не встретишь больше нигде. В них невозможно провалиться более чем по щиколотку, а вода в них  вкусная и, говорят, даже лечебная.
На подступах к плато

Идем дальше. Постепенно тропу обступают могучие кедры. В августе- сентябре с них начинают сыпаться шишки и можно вдоволь полакомиться кедровыми орешками. Сначала разгрызаем их с трудом, но вскоре зубы привыкают к твердой скорлупе и щелкают кедрач, как семечки. Пока идем на подъем, лес меняется прямо на глазах. Восхождение занимает минут десять и потому контраст особенно поражает. Чем выше поднимаемся мы, тем ниже становится тайга, а стволы деревьев все больше искривляются. Постепенно из-за деревьев выплывает  хребет 927. Открытого места становится больше - начинается плато. На вершине  видимость отличная. Оглядываемся вокруг. Весь восток занимает  Главный Уральский хребет. С запада просматриваются Золотой Камень и Помяненный. На севере виден  хребет Березовский, Шудья, Белый. А вот, совсем рядом, и Пелины Уши. Можно рассмотреть устье реки Кутим, урочище Кутим и гору Плоскую. С юга как на ладони - Второй Кваркушонок,  а поодаль видны Пай-Мык, Круглая и Вогулка.  

Ворота Кваркуша
Так называются две скалы по разные стороны от тропы. Проходим между ними и оказываемся  среди изобилия цветущих трав: невысокие, метра 3 – 4, камни смотрятся особенно красиво. В июле плато сплошным зелено-желтым ковром покрывает цветущая чемерица. Вдоль тропы высится  удивительная гора Гроб. Ее столообразная вершина точно соответствует своему названию. На южном горизонте показываются снежники Дормыка, Гошьянмыка и Шермыка.  Кругом,  по всему плато, среди зарослей можжевельника раскиданы одинокие камни.

Урал подо мною
И вот, наконец, высота 1066! На четвертый день - мы на главной вершине хребта Кваркуш. Здесь, наверху, всегда дует сильный, довольно прохладный для лета ветер. Отсюда стена Главного Уральского хребта кажется еще массивней. Виден перевал Ходовой,  скалы Верблюд и Бронепоезд, правда, без своих "вагонов" – отсюда различить их невозможно. А вот и знаменитые скалы Три Брата высотой 10-12 метров. Чуть в сторонке от них посреди горной тундры стоят и два маленьких останца, ласково названных – Две Сестры.  

Каскады Жигалана
Выходим к снежнику у подножия горы, и начинаем еще одно, десятиминутное восхождение  на плато Кваркуш. Идем вдоль реки Жигалан – настоящей жемчужины северо-уральских рек. Этот коротенький приток кристально чистого Улса, где плещутся хариусы, буквально обрушивается в долину каскадом изумительной красоты водопадов. Знатоки уверяют, что вид здесь не хуже классических норвежских пейзажей. Зачарованные,  долго рассматриваем Жигаланские водопады с разных сторон. В лучах солнечного света, когда над струями переливаются в капельках воды сполохи радуги, они особенно красивы. Правда, солнце заглядывает в ущелье только утром. С большой высоты Жигалан стремительно  обрушивает свои воды вниз,  и, разбиваясь на камнях, они мгновенно уносятся в даль. Часть мощного потока превращается в водную пыль и приятно оседает на усталых и разгоряченных лицах.

Возвращение в Пермь занимает еще три дня. Правда, от Жигалана гораздо быстрее можно вернуться  через Екатеринбург, куда ведет хорошая дорога от самого подножия вершины. Но тогда заранее придется позаботиться том, чтобы вас поджидала машина. Случайного транспорта здесь не бывает.



Назад