«Пилорама» распиливает души

«Пилорама» распиливает души Татьяна Коньшина_статья №5:
«Пилорама» распиливает души
Источник: журнал «Welcome to Perm» № 1, 2008 г.
Номинация «Лучшая публикация в печатном издании»

Неподалеку от Чусового, славящегося своими дивной красоты окрестностями, есть печально известное всему миру место -  бывший  ГУЛАГовский лагерь. Сегодня здесь создан музей политических репрессий «Пермь-36».

Три года назад в зловещих стенах бывшего лагеря «Пермь-36» -  свидетелях   боли, отчаяния и смерти - зазвучали песни. В год своего десятилетия музей совместно с корифеями бардовской песни Юлием Кимом и Александром Городницким организовали на территории лагеря фестиваль-гражданский форум «Пилорама».

Почему же "Пилорама"?- спросите вы. Так ведь именно работой на этом агрегате и занимался лагерь. Вот лагерную пилораму (действующую, кстати) и использовали под сцену.  
Кто-то едет на фестиваль, чтобы выразить свою гражданскую позицию и подискутировать, кто-то просто послушать песни, отдохнуть в кругу друзей. А для кого-то фестиваль начинается с реки.

Городской человек, изголодавшийся по тихим заповедным местам, выйдя из автобуса, тут же отправляется посидеть на берегу. В реке растут кувшинки, ветерок слегка морщит водную гладь и разгоняет пугливых стрекоз.

Вволю насладившись красотой и тишиной, можно отправляться за лагерные стены. Контраст между спокойной мудростью природы и безумством человеческого разума потрясает особенно сильно.

Рассказы бывших  узников лагеря, музей, экскурсия. Часть построек в бывшем  лагере реконструирована. А вот в бараке уже и иван-чай растёт, заплетая, заглушая страшные останки. Серая, с облупившейся штукатуркой и расходящимися в разные стороны трещинами стена, рассечена  маленькой ржавой дверью. Дверь заперта на замок, вверх от которого операционным швом тянется вмятина с торчащими из нее дугами гвоздей. И над всем этим прибит из тонких деревянных планок…крест.

После такой картины  хочется некоторое время помолчать, мыслями уносясь в прошлое… В горькое прошлое, когда людей лишали свободы за их убеждения. А потом говорить и спорить до хрипоты: что надо делать, чтобы не повторился кошмар тоталитаризма.  Благо возможность такая есть - на «Пилораме» традиционно отводят много времени дискуссиям. Разговоры  не заканчиваются и ночью, в палаточном городке, разбитом у реки. Кто приехал без своих палаток - ночуют в армейских. Можно поесть на полевой армейской кухне макарон по-флотски. А потом снова дискутировать, читать стихи, петь песни, перебирая струны гитары.

Фестиваль  «Пилорама» собирает лучших бардов страны и зарубежья. Здесь поют Нателла Бортянская, Максим Кривошев,  Григорий Данской, Виктор Вершинин, Герман Виноградов, Ольга Чикина и другие.

В каждой песне словно оживает память о том времени,  когда по всей стране несколько раз в сутки раздавались удары о рельс, возвещая начало очередного  полного мучений дня. Этот же звук сопровождал узников лагерей ГУЛАГа в бараки, где на смену изнуряющему труду приходил короткий, не приносящий отдохновения сон.

Владимир Лукин, главный омбудсмен РФ, постоянный гость «Пилорамы» ,  считает,  память о времени «Большого террора»  необходима России: «Часто вспоминать — значит, сопереживать . Только в этом случае ужасы прошлого не повторятся» . С ним согласны и представители Верховного комиссара  по правам человека в Германии, и руководство музея «Освенцим», захотевшие непременно побывать на «Пилораме» в 2008 году.

На главной сцене, как и на других площадках «Пилорамы», можно посмотреть документальные фильмы международного кинофестиваля «Сталкер».  А  вечер – это время представлений. Каждый спектакль или перформанс, показанный на фестивале —   иллюстрация страшной  истории России.  Как  обещает директор музея Виктор Шмыров, в этом году гостей фестиваля ждет неописуемое огненно-костровое шоу, устроенное за рекой, напротив лагеря и новые спектакли Александра Филиппенко. Кстати, Александр Филиппенко именно здесь представил в прошлом году премьеру  спектакля «Один день Ивана Денисовича». Когда исполнитель держал паузу – было слышно, как лают собаки в деревне за пять километров от сцены.
За два часа, пока длился спектакль, зрители испытали абсолютное потрясение. Когда прозвучал финал, все молча сидели еще несколько минут, не в силах вернуться в реальный мир. Затем люди встали и тихо, не оборачиваясь, пошли к выходу.  За ними беззвучно закрылись лагерные двери…

Назад