О призраках, кладах и совести

О призраках, кладах и совести Редкий путник, оказавшийся в поселке Николо-Березовка Краснокамского района республики Башкортостан, не обратит внимания на странную улицу. Она целиком состоит из особняков. Капитальные дома из красного кирпича, построенные в позапрошлом веке, стоят разрушенными. И так целая улица домов-призраков. Когда-то она носила название Купеческой, здесь жила элита Николо-Березовки. В XIX веке село переживало настоящий расцвет, оно было экономическим центром всего башкирского Прикамья. Ни одно здание не было похоже на другое, но своим великолепием всех затмевал особняк купца Дедюхина.

…Степан Никифорович Дедюхин славился своим богатством и религиозностью. В Николо-Березовке он активно поддерживал Никольский храм, много лет был церковным старостой. Еще он помогал со строительством земской школы, где дети могли учиться бесплатно, возвел на свои средства больницу и тоже не прибыли ради, ведь лечили там бедняков и денег с них не брали. Степана Никифоровича очень любили в народе. Именно поэтому меценат в отличие от своих детей решил остаться в Николо-Березовке даже после революции. Да и к чему уезжать, ведь тут, хоть власть и поменялась, но люди-то остались те же, и все его любили и кланялись при встрече по старой памяти.

…Но новая эпоха наступала. В небольшом селе, подальше от чужих глаз, проводились массовые расстрелы не согласных с режимом. Степана Никифоровича «пожалели». К нему в дом пришли люди с характерными повязками, глядя в пол, попросили освободить помещение. Старик не стал собирать вещи, просто ушел - и все. Больше его никто не видел. Особняки знати использовались под административные здания, а потом, когда появилась опасность затопления поселка Камой, все учреждения срочно перевезли на другой берег, а здания оставили разрушаться. Затопления не произошло. В 2001 году в эту заброшенную часть поселка вновь потянулись люди. Началось восстановление Никольского храма. На работы выходили все неравнодушные. Спустя восемь лет после начала работ здесь вновь зазвонили колокола и стали проводиться службы.

Восстановленная по крупицам история не давала жителям спокойно спать, ведь красноармейцы, что выгоняли Дедюхина, были из местных же, из тех, чьим друзьям и родственникам он бескорыстно помогал, а они взяли и обрекли старика на смерть.
Итогом стало возникновение поселковой легенды о неупокоенном духе купца Дедюхина. Его никто никогда не видел, но людям стало стыдно. Так на окраине поселка появился маленький домик под названием «Дедюхин скит». Именно там, по мнению местных жителей, должна была найти покой душа мецената.

Скит обитаем. Там живет сейчас Николай Сергеевич Мещеряков.
- Видел ли я когда-нибудь духа? Ну и вопросы у вас, - усмехается хранитель скита. - Я воспитывался, как и все, на материализме и в привидений не верю.
Зачем обычный пенсионер выбрал жизнь отшельника, хранителя скита?
- Знаете, я всю жизнь жил «как надо», особо не выделялся, не мечтал. Сейчас говорят: у каждого свой путь, мол, делай что хочешь, а у нас не было «что хочешь». У нас было «как надо». Вот так я и жил всю жизнь…
Как надо Николай Сергеевич отучился в речном училище, как надо отработал на спиртзаводе, потом переехал в Нефтекамск, женился, обзавелся детьми. После смерти супруги Мещеряков задумался о Боге, пришел добровольцем в Никольский храм, когда его восстанавливали.
- Знаете, мне так хорошо было, - вспоминает хранитель. - Вроде бы и возраст уже не тот (нашему герою сейчас 84 года), и сил немного, но даже когда устаешь, так светло становится. Когда храм восстановили, я понял, что нужна какая-то деятельность. В это время как раз скит построили. Вскоре стало понятно, что за зданием должен кто-то смотреть, а еще лучше жить там, ну я и согласился.
Дело в том, что скит построен рядом с источником, который называют Елизаветинской кладезью (в память о тех памятных визитах Елизаветы Федоровны). Говорят, что там отражается лик богоматери.
- А еще за этим колодцем до революции ухаживала женщина, - вспоминает легенды Николай Сергеевич. - Про нее говорили, что она блаженная. Но в народе ее все равно  любили и за водой люди ходили именно сюда. После революции женщина куда-то исчезла…
Советская власть активно боролась с любым проявлением веры, колодец засыпали. Только с восстановлением скита место расчистили, и здесь снова стало можно набирать воду, правда с помощью современного насоса.
- Хоть колодец и современный, но не всякая женщина с ним справится, - говорит Николай Сергеевич. - Вот я тут и помогаю. А еще я записи веду всех свадеб.
В Николо-Березовке не так много знаковых мест, поэтому каждая пара молодоженов обязательно заезжает к колодцу со святой водой. Тут их с большим альбомом уже поджидает Николай Сергеевич.
- У меня здесь все расписываются, - улыбается он. - И жених, и невеста, и свидетели. Вначале была простая школьная тетрадка. Просто для себя вел, что-то вроде дневника посещений. А сейчас это превратилось в настоящий обряд. А что? И брачующимся приятно, и у меня своя статистика.

Автор: Черенева Вера (Маргарита Тилова)

Журнал "Уфа", №2, февраль, 2011 г.

Конкурс "Лучшая публикация в печатном издании"

Назад