Фестиваль "Открой Приволжье"

Фестиваль "Открой Приволжье" 01.11.2011

Первый Фестиваль-презентация туристских ресурсов ПФО «Открой Приволжье» на одной рабочей и демонстрационной площадке в Нижнем Новгороде собрал людей разных профессий и разных наций, объединив их общим стремлением сделать свой вклад в развитие внутреннего туризма в России в целом и ПФО в частности. На три октябрьских дня – с 17-го по 19-е – фраза «Открой Приволжье» стала девизом всех собравшихся на территории выставочного комплекса Нижегородской ярмарки. Для Оренбургской области это беспрецедентное событие стало еще одним подтверждением признания богатств нашего края, а также ощутимым стимулом в дальнейшем развитии туристского потенциала Оренбуржья.

На территорию Нижегородской ярмарки прибыли представители 14 регионов ПФО, всего свыше 400 участников, чтобы представить туристский потенциал своего края во всей красе. Выставка туристских ресурсов, ярмарка народных промыслов, мастер-класы, круглые столы и конференции – всего за три дня насыщенной программы участникам Фестиваля удалось познакомиться, о многом договориться, ближе узнать своих соседей – другие регионы Приволжского федерального округа, - обменяться контактами, насытиться творческими идеями и пропитаться положительными эмоциями. По мнению участников Фестиваля, стремление к общению со своими коллегами и с теми, кто может помочь развивать туристскую отрасль России, существует у каждого профессионала. Часто звучавшее на мероприятиях фестиваля слово «бенч-маркетинг» не оставило сомнений: мы не можем позволить себе избегать соревновательности и продолжать вариться в своем котле. Необходимо презентовать себя, вносить и обсуждать предложения, выявлять проблемы и искать пути их решения. При этом зачастую рассчитывать приходится в первую очередь на внутренние резервы регионов. Это подтверждают признанные гуру туристского бизнеса России. Вот, например, высказывание руководителя общества путешественников «География» Николая Баландинского: «Иногда очень сложно заставить людей, которые живут и работают в маленьких городах, а тем более селах, что-то сделать для развития своего города и региона – каждый ждет, что работать будут другие, отгораживаясь привычным « Мне что – больше всех надо?» А вот мы вчера были на экскурсии в Городце – там замечательная дама-экскурсовод: и стихотворение рассказала, и песенку спела. Какое счастье, что таких энтузиастов, людей, которых болеют душой за свое дело, свой край, становится все больше и больше.»

Фестиваль посетил полномочный представитель Президента РФ в ПФО Григорий Рапота. Проводя расширенное заседание по стратегии развития внутреннего и въездного туризма на территории округа, в своем выступлении Г.А. Рапота отметил, что «Фестиваль стал свидетельством того, что в нашем округе есть серьезный потенциал для развития туристской отрасли». По его словам, «чтобы Приволжье стало привлекательным и комфортным для приезда россиян и гостей из-за рубежа необходимо объединить усилия всех регионов округа, показать значимость туризма, изучить и развить опыт передовых регионов».

Если говорить о туристском секторе России, то конкуренция здесь давно носит международный характер. Мы боремся за экспорт наших услуг и за уменьшение их импорта. И средства нам нужны особые – слишком мощные конкуренты. По оценкам мировой ассоциации туризма, у России огромный потенциал. Но реализовать его почему-то пока не получается - россияне мало путешествуют по своей стране, при этом большинство считает Турцию и Египет с обязательным «all inclusive» верхом туристского счастья. Многое из обсуждаемого в рамках мероприятий фестиваля известно давно. И про необходимость продвигать себя в сети Интернет, и про то, что туристская отрасль у нас в стране давно стала синонимом рекреационного туризма – а ведь есть и деловой, и культурный, спортивный, и они могут усилить мультипликативный эффект внутреннего туризма любого региона. Выражение «туристический крест» – это когда выезжающих за пределы страны с туристскими целями намного больше, чем въезжающих – тоже не вызвало особого удивления. Из разряда «удивительное рядом» были фразы, услышать которые можно было из любого уголка выставочных павильонов: «Неужели в Приволжье есть экологичные зоны?» или «Странно, сколько живу, никогда бы не подумал, что в Соль-Илецке растут арбузы»! Искренний интерес регионов-соседей друг к другу дали надежду помечтать о достойном пути развития внутреннего туризма в ПФО. С этим согласен начальник отдела туризма министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области Андрей Голев: «Фестиваль – это абсолютно новая веха в развитии туризма каждого региона. Он дал нам прекрасную возможность поближе узнать друг друга и понять, как мы можем работать сообща, в одном направлении. Приятно было видеть чьи-то выдающиеся наработки, гордость каждого региона, приятно было показать себя. Но в то же время отчетливее проступили недостатки - о них тоже шел конструктивный разговор на рабочих площадках. И это правильно, ведь когда появилась эта новая площадка для обсуждения вопросов на федеральном уровне, запустились совершенно другие механизмы – более глобальные, более действенные.»

Оренбургский пуховый платок, Бузулукский бор, соленые озера и даже страусы – вот далеко не полный перечень брендов Оренбургской области, с которыми наш регион выступил на первом Фестивале-презентации туристских ресурсов ПФО. Делегация из Оренбуржья в составе 24 человек под руководством и.о. министра молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области Валерия Брынцева принимала активное участие в конференциях, круглых столах, дискуссиях, конкурсах в рамках Фестиваля «Открой Приволжье». Уже в первый день было понятно: оренбуржцы основательно подготовились и нам есть чем гордиться! «У каждого региона есть свои традиции, свои достопримечательности,» - говорит Валерий Васильевич, - «Приехать на такой фестиваль, посмотреть здесь все, изучать свою Родину – это же прекрасно! Прежде чем нахваливать далекие страны, оглянитесь вокруг и спросите себя: а знаю ли я свой край, где родился и живу? Горжусь ли я этими богатствами?»

Оренбургской экспозиции выделили самое, пожалуй, удачное место на всей выставочной площади: прямо напротив входа в павильон! Наглядное свидетельство богатейшего потенциала Оренбуржья увидели не только нижегородцы. Сюда с удовольствием приходили участники из других регионов ПФО и высокие гости. Да и разве могло быть по-другому? Форпосты Оренбургского стенда – соль-илецкие арбузы - так и манили посетителей своей бордовой бархатистой мякотью. Эти зеленые полосатые гиганты полностью опровергли убеждение, что самые вкусные арбузы – астраханские. Желающих съесть кусочек соль-илецкого лакомства, а также отведать уникальные меды – от бледно-желтого, почти белого, до густого янтарного цвета – было более чем достаточно. Оказалось, что Оренбург давно известен в России именно как уникальный гастрономический центр! На одной из пресс-конференций помощник полномочного представителя президента РФ в ПФО Михаил Косой привел в пример Национальную деревню как один из грамотнейших способов усилить туристскую привлекательность региона: «Оренбург для меня всегда был промышленным городом газовиков. Работая там в 1993 году, я и подумать не мог, что этот степной край будет упоминаться в одной связке со словосочетанием « гастрономическая столица». Сейчас он забрендирован для меня вот этой национальной кухней, музеями культур и народов, которые проживают в Оренбуржье. Помимо этого существует и другой, более глубокий по смыслу бренд: здесь, на этой земле степей, газа и всего остального, мы все братья!»

Эстафету у гастрономических роскошеств приняли исторические и культурные факты земли Оренбургской, равных которым не везде сыщется: тут вам и Гагарин, и Аксаков, и Чкалов, и Емельян Пугачев, и Мстислав Ростропович! Украшали стенд по традиции изделия оренбургских пуховниц – платки, паутинки, палантины. Уже от одного созерцания этих сказочных творений рук человеческих у гостей выставки перехватывало дыхание! Каждый желающий мог протянуть легчайшую как пух паутинку сквозь обручальное кольцо и набросить ее на плечи. Все посетившие оренбургский стенд, уносили с собой не только яркие буклеты и визитки, но и частицу степной оренбургской вольницы. И многие открыли для себя наш край с совсем другой стороны. «Это только начало, » - утверждает Андрей Голев, - «Всем известный пуховый платок символизирует тепло. Пуховый платок нужен там, где степи. Наш главный бренд – степь. А степь всегда связывалась с лошадью Пржевальского. Вот что нам нужно сюда вернуть, в ту стихию, откуда она вышла. Сейчас такой проект разрабатывается, и я думаю, что в скором времени мы увидим табуны лошадей Пржевальского в наших степях!»

Кроме действующих игроков рынка и специалистов министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, наш регион в Нижнем Новгороде представляли студенты. Ехали с абсолютной уверенностью в победе - конкурсное задание, туристский маршрут «Мост дружбы», казалось, было продумано до мелочей. Предлагалось путешествовать по Оренбуржью, пожить жизнью основных населяющих нашу область народов, принять участие в мероприятиях, приготовить и отведать национальные блюда. И тема хорошая – многонациональность, и костюмы яркие, и девушки приятные. Но, к сожалению, команда ОГУ сошла с дистанции в первый же день – высокой комиссии нужен был межрегиональный маршрут. Молодежь огорчаться не стала – зато новый опыт, сын ошибок трудный, при нас! – решили они. С ними согласен и Николай Баландинский, руководитель общества путешественников «География», который отметил высокий уровень всех без исключения студенческих работ. Для будущих специалистов такие Фестивали - неоценимая возможность показать себя и посмотреть на других, чтобы объединившись, искать новые идеи для продвижения своих территорий. Да и полученные в университетах знания нужно «обкатывать» - правильно подметил в своем «Фаусте» гениальный Гёте: «Суха, мой друг, теория, везде, но древо жизни пышно зеленеет». Несмотря ни на что, выступление наших студентов не стоит воспринимать как поражение, уверены участники Оренбургской делегации. «В Оренбурге кадры для туристской отрасли готовит ОГИМ и ОГУ, ребята оттуда приходят очень грамотные, любознательные – настоящие туристы!»- говорят они. «Главное, чтобы все выпускники работали по специальности и могли достойно представить свой регион, да так, чтобы стало понятно: не сошелся свет клином на загранице!»

Есть над чем работать в том числе и организаторам Фестиваля – все-таки это был первый опыт. Но, как говорят англичане «Не who makes no mistakes, makes nothing» - «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Наш небольшой опрос среди участников Фестиваля лишь подтвердил мысль о своевременности такого формата самопрезентации для регионов ПФО.

Представитель Республики Марий-Эл: « Здорово, что наконец-то начали делать такие выставки именно для регионов Приволжья, потому что нам действительно есть что показать, и удобнее всего это делать именно в ракурсе ПФО.»

Стендист Самарской области: «Хотелось бы продолжить это благое начинание – Фестиваль – и немного его расширить, привлекать как можно больше посетителей, чтобы не только делегации регионов ходили по стендам, но и прямые покупатели, которые могли бы тут же купить или забронировать тур»

Специалист по туризму из Кировской области: « До сегодняшнего дня я о многих регионах знала минимум - лишь их название. А чем они знамениты, что там уникального- даже не подозревала! За эти три дня у меня буквально глаза открылись! И я хочу побывать в каждом из регионов ПФО!»

Все мероприятия Фестиваля прошли на одном дыхании, и вот наступил самый приятный момента - награждение победителей. Торжественность минуты организаторы грамотно подчеркнули ярким финальным шоу. Получая свои награды, участники не скрывали радостных эмоций – все удалось! Тем радостнее было видеть в числе награжденных наших земляков: в общей копилке оренбургской делегации два первых места и одно третье. Первое место в конкурсе «Лучший существующий объект туризма ПФО» в номинации «Лучшая загородная база отдыха в ПФО повышенной комфортности » заняла турбаза «Черный Яр» (Соль-Илецкий район, Оренбургская область). Еще одно первое место Оренбуржья - «Святые пещеры» (Новосергеевский район, Оренбургская область) в конкурсе «Лучший существующий объект туризма ПФО» в номинации «Лучший туристский объект культового направления ПФО». Инвестиционный проект «Реконструкция и развитие горнолыжного комплекса «Долина» занял третье место в конкурсе «Лучший инвестиционный проект туристского объекта на территории ПФО» и вызвал живой интерес инвесторов.

Общим голосованием Фестиваль-презентацию туристских ресурсов регионов ПФО решено сделать ежегодным. По инициативе республики Марий Эл ей принадлежит почетное право принимать у себя второй Фестиваль.

Подводя итоги, хочется сказать: Первый Фестиваль не просто помог нам еще раз убедиться, что в Приволжье интересно путешествовать, интересно жить и работать. На что-то он впервые открыл глаза всем, сделав большой вклад в идею единения с родным краем. В дни проведения Фестиваля, наверное, каждый особенно четко осознал себя гражданином единого и сильного государства с его великим прошлым, достойным настоящим и светлым будущим, мощного Приволжского Федерального Округа, своего региона, который обладает огромным культурным, экономическим и человеческим потенциалом. Хорошо, что ты появился, Первый фестиваль-презентация туристских ресурсов регионов ПФО! Вместе мы наконец откроем Приволжье, здесь действительно есть что посмотреть!

Мария Алексеева


Возврат к списку