Николай Новичков: изменить жизнь людей без лишнего пафоса

Николай Новичков: изменить жизнь людей без лишнего пафоса 11.07.2012
Фото: ФедералПресс

Николай Новичков: изменить жизнь людей без лишнего пафоса


Новый Министр культуры Пермского края поделился с Properm.ru революционными планами. 11 января 2011 года стал первым рабочим днем нового Министра культуры Пермского края Николая Новичкова. Молодой московский политтехнолог переехал в Пермь в 2010 году.

Вы были заместителем руководителя администрации губернатора Пермского края, почему решили принять предложение и занять кресло Министра культуры?
— Потому что Министр культуры — это абсолютно политическая должность. Задача Министра культуры — не управлять культурой, а создавать возможности для самореализации, по большому счету, менять мозги. Это абсолютно политическая задача. И я, как человек, интересующийся политикой и участвующий в политических процессах, посчитал это предложение заманчивым в том смысле, что можно что-то сделать на практике, то есть изменить без лишнего пафоса жизнь людей.

По каким показателям и срокам Вы будете оценивать свою эффективность на посту Министра культуры?
— Очень просто. Это три показателя. Первый — рост числа зрителей культурных событий (измеряется числом билетов и справкой от милиции при проведении культ-массового мероприятия на улице), рост должен быть галопирующий; второе — это число участников этих мероприятий, и это не только труппа театра или оркестр, но и множество тех музыкантов, кружков, художников, которых мы еще не знаем; третье — рост туристического потока. Если турист едет, значит здесь интересно, если нет — значит мы чем-то не тем занимаемся.

Вам как зрителю, что интересно?
— Я много что смотрю и как зритель, и по должности. Мне однозначно нравится то, что делает Эдуард Бояков в Сцене Молот, и нет ни одного его спектакля, который мне бы не нравился. Посредством Теодора Курентзиса я заново открываю для себя классическую музыку и оперное искусство. То, что делает Теодор и люди ему подобные, работая с классической музыкой, очень важно. Они из классичсекой музыки делают современную, понятную и востребованную на сегодгяшний день. И, конечно же, я люблю кино!

Как отдыхает Министр культуры от «культуры-работы»?
— Периодически, у меня есть такая фишка, я люблю ездить на городской пляж. Мне там очень нравится в любое время года, и даже в любое время суток. Я туда приезжаю просто постоять, или посидеть, как получится. Мне нравится пейзаж — там очень тихо, но при этом обстановка очень урбанистичная.

«Культурная революция», как по-Вашему, она уже свершилась, или еще свершится, и когда?
— Этот термин заимствован, кем и когда - уже не вспомнить. Правильнее говорить о культурном проекте. Сейчас культура из глухой социалки становится важнейшим агентом социального развития, с другой стороны мы хотим качественно изменить досуг, тем самым изменить качество жизни людей. А революционность состоит в том, что мы хотим культурную жизнь в отдельно взятом городе сделать если не лучшей, то на сопоставимом уровне с культурной жизнью в столицах. Понятно, что это не произойдет очень быстро. Но вот когда это произойдет — можно говорить, что революция состоялась, проект реализован!

У нас в гостях началась полемика по поводу сувенирных Пермских богов, она продолжилась у Вас в ЖЖ, где были найдены авторы этой идеи среди победителей прошлогоднего краевого конкурса студенческих бизнес-идей «Большая охота 2010». История получила продолжение?
— Идея делать Пермских богов в миниатюре не нова. Здесь есть два аспекта. Ряд искусствоведов считают, что сделать копию Пермских богов невозможно, это будет имитацией. Второй аспект — нужен опытный образец и тот, кто банально выточит и склеит его на станке. Я даже готов дать немного денег, чтобы этот образец изготовили. Я искренне хочу, чтобы кто-то обогатился на изготовлении сувенирки, чтобы какой-нибудь предприниматель взял на себя функции проталкивания этого проекта на начальном этапе. Если бы я не был Министром культуры, может быть, я этим и занялся, но я пока еще Министр культуры.

«Сейчас министерство готовит несколько проектов, которые могут заинтересовать писателя. После того, как проекты будут готовы, Иванову будет сделано официальное предложение поработать с министерством». А можно узнать, что это за проекты?
— У меня нет намерения купить писателя Алексея Иванова. Я считаю то, что мы делаем, может быть ему интересно. Например, мы хотим во время Белых ночей сделать книжный фестиваль. Он — писатель, и сам Бог велел ему проявить к этому интерес. Проявит или нет — его дело. Книжного фестиваля российского уровня в Пермском крае еще не было. Дальше, в этом году на качественно новом уровне будет проходить «Пилорама», она будет посвящена 20-летию новой России. Мы ведем активные переговоры с Горбачевым, и он уже подтвердил, что если позволит здоровье, он приедет. Опять же Алексею, я думаю, это тоже может быть интересным. У меня нет готовых предложений к Иванову, мы создаем условия и хотим, чтобы люди сами что-то предлагали. Моя попытка познакомиться с Алексеем пока не увенчалась успехом. С чем это связано, трудно сказать.

Не так давно затих скандал с хоровой капеллой мальчиков, где Вы сказали, что каждый волен слушать и петь то, что он хочет. В связи с этим вопрос — а сами Вы какую музыку любите?
— В России на рубеже 90-х и 0-х был расцвет рок-музыки, многие слушали «Наше радио». Но это время прошло, и сказать, что сейчас я слушаю какую-то конкретную радиостанцию или какое-то конкретное направление нельзя. Мне интересна современная музыка, что-то на стыке популярной и рок музыки. Как отечественная, так и зарубежная.

Что Вам хотелось бы посетить, посмотреть, узнать в Пермском крае, что еще не удалось?
— Я не был в Чердыни, и мне было бы интересно там побывать. Вообще, сам край за пределами города мной еще недостаточно хорошо изучен. И кстати, не был ни на одном спектакле балета Евгения Панфилова — надо сходить!

Источник: PERM.RU

Николай Новичков: Проектный менеджер с хорошим аппетитом

Интервью с бывшим министром культуры Пермского края Николаем Новичковым проходило в ресторане «Порто» примерно год назад. Из беседы я вынесла три значимые вещи, всё остальное – слова, нанизанные вокруг этого главного: первое – у Николая Владимировича хороший аппетит. Второе – он считает себя не чиновником, а проектным менеджером, и третье – Николай Новичков намерен покинуть Пермский край, как только «новый культурный тренд» в регионе станет процессом необратимым.

Впрочем, у читателя существует возможность сделать собственные выводы из беседы по поводу культурных инноваций, проводником которых стали команда столичных политтехнологов. 

«С вами поделиться?» – спросил Николай Владимирович, предваряя начало ужина и подставляя поближе к себе ресторанное блюдо. Я призналась, что не умею кушать во время работы и начала задавать вопросы.

Николай Владимирович, давайте договоримся, что мы не станем говорить хвалебные вещи о многочисленных фестивалях, которых и так сказано очень много. Спрошу вас о том, что интересно многим…

Кому, вам?

Мне, как «агенту народа», населению, вообще многим интересно... Главные итоги фестиваля «Белые ночи»?

Фестиваль привлек огромное внимание. Такого не было и нет ни в одном регионе России.

Во сколько обошлось проведение мероприятий?

Порядка 30 миллионов – региональный бюджет. Порядка 100 миллионов – городской.

Понимаю, что, возможно, некорректно звучат вопросы типа: а не лучше ли было эти миллионы на зарплату библиотекарям, работникам Домов культуры… .

Да, некорректно.

И всё же. Фестиваль фестивалем, но вот представим себе умирающий последний Дом культуры где-нибудь в селе Григорьевском, где наряду со школой они являются чуть ли не единственными «очагами культуры». Что будет с такими объектами, что будет с людьми, получающими мизерную заработную плату?

Это дело главы района. Я не могу ни вмешиваться в его компетенцию, ни заставлять его что-то делать. Если он не считает нужным ремонтировать ДК – это его право. К тому же дом культуры – это не самоцель, а инструмент.

А что тогда самоцель?

Качество жизни.

И как его добиться с помощью таких «инструментов»?

У всех работников культуры в муниципалитетах существует возможность и показать себя, и заработать. Пожалуйста, участвуйте в наших фестивалях, в конкурсах на получение грантов, заявляйте о себе. И такие примеры есть, они брендовые. Пожалуйста: Кунгур «Небесная ярмарка Урала», «Зов Пармы».

Это брендовые. А как быть с ежедневной работой кружков, секций, библиотек, с работой по воспитанию и привитию элементарных общечеловеческих ценностей или вы с себя это функцию списали?

Это должна делать семья, а взрослый человек каждый сам за себя принимает решение. Мы – лишь способствуем расширению горизонтов сознания.

Хорошо, сформулирую по-другому, спрошу о социальном аспекте «новой культурной политики». Если выставки в Музее совискусства у человека с интеллектом выше среднего вызывают «взрыв мозга», приводящий к креативному мышлению, то чему научат они человека, промышляющего кражами? Возможно именно декларируемое вами отсутствие «ориентиров» и «форматов» и приводит к росту насилия, преступности?

Я не считаю Пермь каким-то криминогенным регионом, нормальная тут криминогенная ситуация. Я сам хожу по улицам и вижу это. Я пермяк.

На каком основании вы делаете такие утверждения?

Я третий год живу в Перми и люблю этот город.

Какова целевая аудитория «новой культурной политики»?

Все жители Пермского края.

И Колян с Крохалевки тоже?

И Колян тоже. Понятно, что на некоторые мероприятия люди без достатка не пойдут, но большинство могут посетить жители с небольшим доходом – ведь это уличные мероприятия. На фестивале был репер Сява, а концерт Курентзиса мы транслировали.

Вы ходите в футболке и джинсах в заксобрание, а вот на встречу к полпреду пришли в галстуке, это почему?

Своим видом я демонстрирую, что у культуры нет форматов, к тому же я крупный рекламный носитель и рекламирую наиболее значимые культурные ивенты. А визит полпреда – это протокольное мероприятие. А заседание заксобрания – это протокольное мероприятие только для депутатов.

Ваша «игра» в отсутствие форматов как-то не вяжется с образом российского государственного служащего….

Я не чиновник, я проектный менеджер.

Неоднозначное такое заявление: министерская должность предусматривает, на мой взгляд, гораздо большую ответственность, нежели у проектного менеджера. Кстати, возможно, именно такое ваше позиционирование и приход во власть людей негосударственного склада и способен сыграть злую шутку, как, например, с Александром Протасевичем, который подписал документы не глядя (речь идет о ранее существовавшем уголовном деле в отношении замминистра Александра Протасевича, подозревавшегося в халатности, из-за которой из бюджета были перечислены средства на проект писателя Алексея Иванова «Пермь как текст», но серия так и не вышла – прим. ред.). Вы не рискуете навлечь на себя такую беду из-за не «чиновничьего» отношения к службе?

Нет (неуверенно).

Кстати, стало известно, что полиция проводит проверку двух ваших учреждений. Это каких и в связи с чем решается вопрос о возбуждении уголовных дел?

Не знаю.

Вы обещали выразить свою позицию по поводу того, как стало возможным вывести деньги из бюджета на серию книг и не издать ее…

С Александра Протасевича сняты все подозрения, а я никогда и не сомневался в его порядочности. Суда над Ильей Вилькевичем (ответственный за выпуск «Пермь как текст», фигурант по уголовному делу – прим. ред.) еще не было, поэтому ничего комментировать не могу.

Существует мнение, что вы скоро покинете Пермский край, это так?

Конечно, уеду. Жить на одном месте не для меня. Человек должен менять место жительства. Кто-то говорит, что жизнь проработал на одном месте – так это не достоинство, а наоборот, недостаток. Нельзя работать на одном месте, жить на одном месте, человек должен расти, путешествовать и своей политикой мы пытаемся сформировать у людей понимание этого.

Когда вы намерены уехать, при каких условиях?


Я уеду, когда процесс станет необратимым, когда фестиваль «Белые ночи» станет ежегодным и уже не будет требовать поддержки.

То есть, грубо говоря, выйдет на самоокупаемость?


Примерно так.

Каковы источники ваших доходов, кроме зарплаты министра?

Существует еще два источника. Эта информация есть в моей декларации о доходах, вы плохо подготовились к интервью.

Возможно, всегда приятнее общаться виз-а-ви, нежели читать декларации. Назовите эти два источника?

Я преподаю. В Высшей школе экономике и являюсь научным сотрудником Российского государственного аграрного заочного университета.

Кем и как вы себя ощущаете в Перми?

Министром-инноватором. Пермский край – замечательный регион, потому что нет ни одного такого толерантного субъекта, где абсолютно отсутствует шовинизм. Здесь всё спокойно, все уживаются, нет таких больше регионов. Мало кто это видит, а мы увидели.

Благодарю за беседу!

Автор: Наталья Жукова

Источник: ФедералПресс

Николай Новичков: Пермь, которую мы потеряем

5 мая 2012 г. прошла инаугурация (это странное слово как-то стало привычным) нового губернатора Пермского края. Главный вопрос, остающийся открытым, – судьба "Пермского культурного проекта". Останется ли Пермь культурной столицей или снова превратится в серое провинциальное пространство как большинство российских городов? Я здесь никого не хочу обидеть, но иногда надо называть вещи своими именами.

Понятно, что "Пермский культурный проект" – это не только фестивали и выставки (что, само по себе, уже немало). Реализация этого проекта основана на серьезной идеологической базе. Не погружаясь в академизм, коротко расскажу о базовых элементах пермской культурной политики.

Начну, наверное, с самого главного: для чего всё это надо. Из российских городов уезжают жители: из малых и средних – в крупные, из крупных – в столицы. Реализация культурной политики в Перми (наряду с другими мерами) позволила в 2010 году изменить миграционные настроения: процент рассматривающих возможность переезда из Перми в другой город резко сократился. В 2011 году миграционный баланс стал положительным, а в 2012 году Пермь вернула себе статус города-миллионника, о чем даже сообщил Владимир Путин.

Как этого можно добиваться через культуру? На самом деле, надо было решить одновременно три задачи: А) повысить качество и насыщенность культурной жизни в регионе; Б) создать условия для всевозможной самореализации; В) сформулировать и продвинуть новые смыслы и образы региона (ребрендинг).

Все эти решения, в свою очередь, складываются из построения тех самых базовых элементов "Пермского культурного проекта", о которых сейчас и пойдет речь.

• Новые культурные события

Фестивалей, концертов, выставок, форумов, творческих встреч в Перми, действительно, всё еще очень много. Одних международных фестивалей современного искусства, театра, кино, музыки, литературы – почти два десятка, а если считать все культурные события, то за год их число измеряется сотнями, что формирует самую "толстую" афишу в регионах России. Кстати, фестиваль живой музыки "Сотворение мира" в 2012 году переезжает из Казани в Пермь. (Надолго ли?)

Отдельно стоит единственный в нашей стране фестиваль фестивалей "Белые ночи в Перми", который в этом году будет проходить второй раз и обязательно в июне. Прошлогодний фестиваль "Белые ночи в Перми" вместил в себя 26 дней фестивального марафона с 256 событиями, которые посетили 430 000 зрителей.

• Новые культурные институции

Чтобы город появился на культурной карте России и мира, одного фестивального движения мало. Необходимо, чтобы кроме "праздничной" ещё существовала "будничная" культурная жизнь, которая формируется постоянно действующими культурными институциями. За три года реализации проекта в Перми были открыты Музей современного искусства PERMM, Театр настоящего времени "Сцена-Молот", "Арт-резиденция" и др.

• Модернизация существующего пространства

Важно понимать, что "Пермский культурный проект" пришел не на пустое место и точно не для того, чтобы кого-то подсидеть или сдвинуть. Все ранее существовавшие в Пермском крае институции работают и сейчас. Более того, они получили новое качественное развитие. Из институций здесь можно вспомнить уже упоминавшийся Пермский театр оперы и балета, здание которого совсем скоро ожидает масштабная реконструкция, а также, например, единственный в России Музей истории политических репрессий "Пермь-36".

Многие культурные события, годами формировавшие пермский культурный ландшафт, тоже получили новое дыхание. "Дягилевский фестиваль", Международный гражданский форум "Пилорама" и многое другое – сейчас серьезные качественные культурные явления.

• Лица, имена, феномены

Важным элементом активизации культурной жизни города и его позиционирования как модерновой территории является привлечение в регион знаковых персон. Здесь нужно вспомнить Марата Гельмана (с появлением которого в Перми всё и началось), а также Эдуарда Боякова, Артемия Лебедева, Александра Чепарухина и др.

Целым событием в пермской культуре стало приглашение известного дирижера Теодора Курентзиса, который с 2011 года возглавляет Пермский театр оперы и балета им П.И. Чайковского.

Говоря о феноменах, необходимо отдельно вспомнить программу "Паблик-арта", призванную открыть улицы города современному искусству. Сейчас на территории Перми находится больше 15 арт-объектов, многие из которых стали по-настоящему новыми символами города: "Красные человечки", "Ворота города", "Счастье не за горами", "Яблоко", "Власть", "Длинные истории Перми" и др.

• Комплексный проект развития региона

Вся эта работа объединяется в проект под названием "Пермь – культурная столица" с реальной амбицией получить в этом десятилетии титул "Европейской культурной столицы". И это не просто красивые слова. Эта серьезная попытка постиндустриальной трансформации индустриального города, каковым, как и большинство городов России, сейчас является Пермь. Создание условий для самореализации, повышение качества культурного продукта, расширение горизонтов возможностей – всё это суть инвестиции в человека, а еще это создание основ новой экономики, о которой сейчас много говорится, но, по правде говоря, мало делается.

Пермь сделала попытку войти на постиндустриальную территорию через ворота культуры, став без преувеличения столицей актуального искусства. Есть, наверное, и иные двери. Надо их просто находить.

В заключение опять вернусь к главному. Итак, зачем всё это Перми? На самом деле, пермская культурная политика – это реализация европейского выбора Перми, это нежелание возвращения в "совок" или превращения в "азиатчину". А ещё это формирование гражданина и современного человека, поскольку именно искусство, способность его принимать, а также уважать мнение других людей суть строительство мостов к свободе. И это действительно сейчас самое важное, особенно на фоне происходящих в России политических процессов.

…Многие упрекают отечественных "радикалов" типа Алексея Навального и Сергея Удальцова в неконструктивности и в неспособности сформулировать альтернативу. Дело в том, что "радикалы" и не должны формулировать альтернативы, это не их предназначение. Они призваны разрушать, а созидать должны другие.

"Пермский культурный проект" – это движение культурной политики в сторону Большой политики, это именно созидательная и содержательная альтернатива, это попытка сказать, что и как нужно делать, чтобы было по-другому и лучше. Хочется надеяться, что эта попытка не последняя. И не только в Перми.

Автор: Николай Новичков

Источник: Телекомпания РИФЕЙ Пермь


Николай Новичков переходит на работу в Ростуризм.


Бывший министр культуры Пермского края Николай Новичков подтвердил информацию о своем скором назначении на пост заместителя руководителя Ростуризма.

"Министр культуры РФ Владимир Мединский пригласил меня на должность заместителя руководителя Ростуризма, - написал Новичков в своем блоге. Я считаю это предложение честью для себя, и, конечно, я это предложение принимаю. Думаю, что на следующей неделе состоится назначение. В руководстве Федерального агентства по туризму намерен сосредоточиться на следующих направлениях:

- продвижение России и её регионов,
- развитие культурно-событийного туризма,
- содействие развитию регионов через стимулирование внутреннего и въездного туризма и др.

В общем, я буду заниматься на федеральном уровне тем, что для меня было приоритетом в период работы в Пермском крае. Конечно, что я буду взаимодействовать с пермскими коллегами как на уровне края (Надежда Кочурова и Александр Протасевич), так и на уровне муниципалитетов (с большинством руководителей городских округов и муниципальных районов я, понятно, лично знаком). Надеюсь, что Пермский край будет рассматривать туризм в числе своих социально-кономических приоритетов особенно с учетом наличия серьезных конкурентов в лице других регионов, с которыми я тоже, конечно, буду сотрудничать.

...В прошлом году совокупные мировые расходы на туризм впервые превысили 1 триллион долларов. Почемы бы всем нам не попытаться переориентироваь часть этой астрономической суммы на Россию и её регионы?

О назначении Новичкова на пост замглавы Ростуризма сообщил в среду вечером министр культуры РФ. "Я сам его позвал в Москву, скоро он будет оформлен", - отметил глава ведомства. Мединский считает, что все происходящее в культурной жизни Перми при Новичкове "было интересным",

Главой Ростуризма является Александр Радьков. У него в настоящий момент три заместителя – Евгений Писаревский, Дмитрий Михеев и Григорий Саришвили.

Николай Новичков родился 24 декабря 1974. В 1997 году окончил с отличием Волго-Вятскую академию государственной службы по специальности "Государственное и муниципальное управление". Доктор экономических наук. Он – политтехнолог, переехавший в 2010 году из Москвы в Пермский край, чтобы стать сначала заместителем руководителя администрации губернатора, а потом и министром культуры.

Источник: Курорты России

Возврат к списку