КАТАМАРАН ЖЕЛАНИЙ

КАТАМАРАН ЖЕЛАНИЙ Владимир Гладышев
КАТАМАРАН ЖЕЛАНИЙ


РИСКОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
или ОТКУДА ОТОРОПЬ


Два года пролежала у меня на столике книга Сергея Торопова «По голубым дорогам Прикамья». Все руки не доходили, а если по правде, я словно чего-то опасался… Это третье издание книжки-путеводителя известного краеведа, исправленное и дополненное пространными примечаниями из дня сегодняшнего. Издавать книгу без участия автора (Сергей Афанасьевич скончался в 1990 году) – предприятие рискованное, тем более что создавалась  книга в советские годы, в другую эпоху.  Мне давно хотелось все проверить самому, пройти-проплыть по водным маршрутам, разработанным и описанным замечательным предшественником, который был и первым председателем клуба «Пермский краевед».

И вот книжка  дожидалась своей очереди. Конечно, все маршруты мы пройти сможем не скоро,  у Торопова их около полусотни, причем, только те, которые он проверил и описал лично, вместе со своими учениками,  юными туристами. Начинает он свое великое  водное путешествие с верховьев Камы. Есть даже маршрут по трассе старого Екатерининского канала, к строительству которого, как известно, приложил руку сам пермский губернатор Карл Модерах. Очень познавательны и увлекательны маршруты по рекам Северного Урала, к алмазной Вишере, а также по своенравному Вижаю, по серебристой Ирени и черемуховым берегам Барды. Кроме того, пермское издательство сочло необходимым добавить еще с десяток рек, которые можно изучить, это Кумыш, Пизь, Сарс, Улс, Язьва и другие.

Много воды утекло со времени первого издания тороповского путеводителя (1976 год). Столько изменений… Сверяясь с книжкой, мы понимали, что убрать из словосочетания «колхозные поля» первое слово – это самая легкая и вынужденная правка, на которую решались редакторы переиздания. И проще простого  к средствам передвижения, перечисляемым Тороповым, – лодка, байдарка, плот, надувная лодка – добавлять катамаран. Гораздо печальнее – список исчезнувших сел и поселков, который дается в примечаниях. Он такой внушительный… что порой  просто оторопь берет.

В этот раз мы, участники экспедиции в рамках фестиваля «Большая рыба», вместе  «проинспектировали» Чусовую, реку теснин (как переводится это название),  с ее знаменитыми скалами-бойцами. Проплыли на катамаранах по маршруту Кын – город Чусовой, это около 130 км. О старинном Кыновском чугуно- и железоделательном заводе (основан в 1860-е годы Строгановыми) можно рассказывать долго. Об истории этого центра горнозаводской цивилизации идет речь и в известном фильме «Хребет России» Леонида Парфенова и Алексея Иванова. Хочется  выразить слова поддержки и благодарности местному энтузиасту учителю-историку Сергею Гринкевичу. Он водит экскурсии по родному селу, удивительно сохранившемуся. Местный гид далеко не во всем соглашается с  Ивановым, но это уже предмет особого разговора. С.А. Гринкевич не только водит экскурсии, но еще, как член православной общины, помогает собирать средства на восстановление красивейшего каменного Свято-Троицкого храма, также «дожившего» до наших времен, хоть и в потрепанном виде. И еще учитель мечтает издать  свою книгу об истории родного завода, но на это он средств найти пока не может.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ!
На месте бывших поселений –Чизма, Створ и др. – участники экспедиции ставили деревянные кресты и так называемые чуры, которым поклонялись древние вогулы или манси. Божков  искусно вырезал и  выдалбливал из дерева  Максим Яничков.  Макса в экспедиции назвали «папа Карла», он художник, специалист по огненному шоу и просто мастер на все руки, незаменимый в походе человек, один из коренников  фестиваля «Большая рыба».
Вот парадокс: селений стало меньше – а народу на реке – больше. Чусовая, однако, упрямо несет свои прозрачные воды по руслу, пробитому в горах. И камни-бойцы по-прежнему  охраняют этот великий путь железных караванов. Скалы стоят сегодня как часовые древности, а когда-то они представляли страшную угрозу для сплавщиков, переправлявших водным путем на барках уральское железо. Вспомним, как у Мамина-Сибиряка говорит лоцман Савоська: «Тут  нашему брату, сплавщику,  настоящее горе, бойцы щелкают наши барки, как бабы орехи… Как в квашонке месит» (очерк «Бойцы».
Встреча с камнями-бойцами лицом к лицу - это увлекательный и волнующий процесс «опознания»! Несколько лет у меня хранилась фотография одной из чусовских скал, о которой приятель-турист сказал: «Вот тебе лик нашего классика с Чусовой,  видишь: вылитый Гоголь Николай Васильевич!»
С той поры я многим показывал «Гоголя», спрашивал, где находится эта гора. Удивительное дело: про скалистый рельеф поэта Макса Волошина в Феодосии вспоминали многие (по аналогии). А нашего «родного» уральского «Гоголя» – нет!..  И вот я встретился, наконец,  с ним сам, воочию; оказалось, у местных любителей сплава этот камень проходит под именем… Баба Яга! Рассудите нас, дорогой читатель! (см. фото).
Днем река представляет собой просто оживленную водную улицу. По ней движутся катамараны  и лодки. Мы были просто ошарашены, когда перед самым нашим носом реку пересек… грузовик  с сеном. Возможны ДТП!  А какие флаги на катамаранах –  от триколора и красного знамени до «веселого Роджера» и стяга с буквами «ВДВ». Последний, кстати, украшал катамаран Антона Седегова, одного из тренеров-наставников в нашей экспедиции. Антон, сам прошедший  суровую армейскую школу, для всех расшифровывает любимую аббревиатуру как надо – воздушно-десантные войска, но есть у него и более веселое, совсем прикольное толкование… Он и катамаранам присваивает имена своих дочек – «Таисия», «Светочка». Раскрыл секрет: скоро у него появится еще один повод для туристского тезоименитства.

ЭКО-ЗАНЕСЛО!
Пора сказать и о непосредственных организаторах  нашего приключения. Фестиваль «Большая рыба», организованный фондом «Нанук», - длительное водное путешествие, участников которого привлекла возможность познания богатого и разнообразного мира этнокультур. А это предполагает интересные встречи, опыт исторической реконструкции обрядов и обычаев, а также экологический туризм. И еще – исполнение желаний, эту функцию возложили на главную или символическую участницу  - Большую вогульскую  рыбу, увеличенное чучело  которой украшало головной катамаран экопутешественников.
- Наша «Большая рыба»,  - говорит Надежда Окорокова, руководитель фонда, -это возможность окунуться в поток времени, почувствовать реальный пульс истории, ощутить личную связь с прошлым, настоящим и будущим родной земли, понять, что такое Россия во всем ее культурном и этническом многообразии.
В Кыну, откуда начался сплав, мы встретились, например, с нашими друзьями из Ханты-Мансийска, а известный мастер-умелец Александр Шутихин из Котласа продемонстрировал нам искусство изготовления лодки из… бересты! А по осени фестивальный «Купеческий корабль», на борту теплохода «Козьма Минин», отправится аж до самой Астрахани. Вот такая география. ЭКО-занесло!
Знакомство с камнями-бойцами оживило в нашей памяти  также шедевры русской живописи, ведь уральские памятники природы – камни Мултык, Востряк (или Остряк), Красный и другие, писали такие замечательные пейзажисты, как Петр Верещагин, Александр Маковский и  другие. Их работы хранятся в фондах Пермской художественной галереи. В составе нашей экспедиции также были художники. Одна из них, Любовь Малышева, просто поражала и заражала нас всех своей неуемной работоспособностью, жаждой творчества. Чуть свет – она уже за этюдником!
Другая художница, Ольга Алехнович, в последние годы переквалифицировалась в певицы, решив «отдохнуть от живописи». Без голоса Ольги, с оригинальным инструментальным  сопровождением Яна Кунтура, были бы немыслимы ни одна стоянка, ни один народный ритуал, восстановленный в «Нануке».

ЧУСОВСКИЕ СИРЕНЫ
(МИФЫ,  ЛЕГЕНДЫ И РЕАЛИИ)
Можно сказать, одну из чусовских легенд удалось реанимировать с помощью именно Ольги, которую мы называли «голосом неизвестной России». Речь идет о той самой легенде, согласно которой у камня Кликун, опасного бойца, погубившего не один железный караван, выходили на скалу девки в цветастых сарафанах. Своим видом и пением чусовские сирены завлекали и отвлекали сплавщиков, да так, что те, потеряв над собой контроль, разбивались, садились на мель и…  становились  добычей вооруженных мужиков из соседних селений.  Эта легенда вызывает несогласие у кыновского учителя-историка, он и писателя Иванова обвиняет в том, что тот слишком «раскрутил»  эту зловредную выдумку. Но мы сами были свидетелями: когда на берег или на камень выходила с бубном поющая Хельга –такой сценический псевдоним выбрала  себе наша Ольга, да еще под стягом с символом Большой рыбы (вышитой также ольгиными  ручками) – к ее ногам собиралось-сбивалось по несколько катамаранов с завороженными слушателями.
Красивых легенд, ритуалов туристы знают немало… Известно: спрос рождает предложение. Например, под Царской     аркой туристам предлагается перед подъемом на скалу с зияющими отверстиями загадать желание и взять с собой камешек, оставив его в указанном месте (там уже образовалась приличная горка).
В другой пещере, в камне Котел, нужно намазать лицо целебной грязью, «млочком»; кроме того, наш ритуалтехнолог Андрей Зебзеев, специалист по древнеславянской культуре, провел обряд с  загадыванием желаний, после чего записочки с заклинаниями были успешно преданы земле.
-Ну, а где же ваши бражники? – спрашивали мы у местных жителей в начале экспедиции. Намекая на старинную присказку, бытовавшую у кыновских рабочих: «Москва украшена храмами, Петербург – дворянами, Дон- казаками, а Кын – бражниками».
-Да нет у нас таких вредных привычек! – убеждал туристов местный патриот.
Мы в это уже склонны были поверить. В Кыну нам больше всего понравилось пить парное молочко, которое мы покупали у хозяек рано поутру. Однако в соседнем селе мы познакомились с потомком местных аборигенов. В начале нашей беседы, оказавшейся  продолжительной и оживленной, он представился: «Дак Дылдины мы,  все из вогулов, здесь их еще много…». А под  конец разговора потомок попросил угостить его… пивом. Бражники, видимо, действительно уже повывелись.

ОБЛОМКИ ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ
За камнем Кумыш (была одноименная деревня, сейчас ее нет), как пишет Дмитрий Мамин-Сибиряк,  «старик Урал напрягает последние силы, чтобы загородить дорогу убегающей от него красавице»-реке. Здесь далеко в Чусовую выступали  бойцы Горчак, Молоков и Разбойник. Их хищные клыки пришлось притупить после того, как в 1877 году здесь разбилось около трех десятков барок и утонуло более ста человек. Устроили серию подводных взрывов. Это была уникальная операция!  С тех пор камни опасности не представляют, но быстрое  прижимное течение Чусовая здесь сохраняет до сих пор, в чем мы убедились на своем опыте.
Поражают воображение остатки одного гигантского «недостроя» эпохи великой  империи.  Возле деревеньки Коноваловки (ее давно не существует) молчаливо подпирают небо несколько величественных бетонно-каменных мостовых быков  и развалин казенного лесопильного завода. В 1916 году строительные работы  были приостановлены, из-за происков местных владельцев однопрофильных предприятий. Власть царская, видимо, решила тогда: ну, приостановим стройку на время, уломаем конкурентов. Ведь столько средств, сил затрачено, уже была проложена узкоколейка от самой станции Кушва! Но… вскоре началась мировая война, и «замороженный» объект так и не завершили, А узкоколейку растаскали со временем жители страны Советов.
Возвращаясь к путеводителю С. Торопова, мы с удивлением обнаружим: в его перечне названий каменных достопримечательностей  отсутствует  Царская арка, что у Дыроватого камня. Объясняется это одним: советская цензура не пропускала никаких позитивных упоминаний  о царских временах. Впрочем, может, дело в другом: ряд красивых названий появился уже в последние десятилетия, когда в сфере водного туризма  возник подлинный бум, и Чусовая стала всероссийски популярным маршрутом.

ПО КОМ ЗВУЧИТ РЕЛЬС-КОЛОКОЛ
Есть на водном пути обломки и другой империи, советского ГУЛАГа. Одно из самых сильных впечатлений, оставшихся в душах резкой и печальной нотой, как звук ударов о рельсовый «колокол», - это, конечно, Створ, бывший лагерь «для принудительных каторжных работ», существовавший  почти тридцать лет, с 1942 года и по 1970-е.  Около 2500 заключенных  отдельного лагерного пункта, так называемого Понышлага, работали здесь на строительстве Понышской ГЭС. В послевоенные годы сюда направляли политических. Гигантская стройка так и не была завершена, но сколько душ было загублено на берегах Чусовой. Этой мрачной странице истории ХХ века посвящена на берегу мемориальная композиция  из остатков производственной деятельности бывшего лагеря, размещенная в руинах волонтерами Пермского молодежного «Мемориала». Каждую команду притихших туристов встречает плакат с вопросом: «Мы помним. А вы?».
На берегу на месте кострища лежит причудливый обрубок обугленного дерева, напоминающий животное; молча и чутко вслушивается и всматривается сей стражник в проплывающих. Сама природа у Створа словно принимает  искаженные образы прошлого.
В советские времена к Створу (где был расположен большой поселок, сейчас исчезнувший), проплывающим по реке запрещалось приставать. К своему удивлению, мы обнаружили, что сегодня на некоторых участках чусовского побережья стоянки тоже запрещены, но запрет исходит  уже от нынешних «хозяев жизни», которые построили свои роскошные «фигвамы»  в непосредственной близости от водной глади. Ну, как с такими было не пововоевать?!

БРАХИОПОД НА ПАМЯТЬ
ИЛИ ЭХО ЕРМАКА
И эхо у Створа  совсем иное. Не сравнить с перекличкой с Ермаком, незримым хозяином одноименной 30-метровой скалы, с пещерой внутри. Тут стоит только позвать - «Ермак!..»  - и он откликается охотно-раскатисто. В  летние  дни к таким скалам, с пещерами, возникает даже очередь из катамаранов.
Уточнив карту маршрута, дополнив пропущенными скалами и исправив местоположение некоторых из бойцов, мы пришли к однозначному выводу: книга и дело Сергея Торопова имеет непреходящее значение. Ценность его трудов в том, что он не только вызывает у каждого страстное желание познакомиться с чудесной уральской природой, увидеть все воочию своими глазами, но и принести пользу. Общественную!
Вот основные направления такой работы, по которым мы действовали.
-Изучение и охрана памятников истории и культуры.
(Зафиксировали фрески Свято-Троицкой церкви в Кыну. Попутно пристыдили местных домохозяев, которые в свое время перетащили с церковного двора ко своему крыльцу старинные чугунные плиты. Провели экскурсию по бывшему политлагерю Створ. Увековечили с помощью мемориальных знаков, установленных нами,  местоположение трех исчезнувших деревень).
-Изучение жизни водоемов.
(При поддержке  нового друга, туриста-электрика из Первоуральска, нашего драгоценного «Пятницы», вспомнили навыки ужения голавлей, научились жарить рыбу на открытом огне костра. И сделали  весьма позитивное открытие: Чусовая просто кишит рыбой, вода в последнее время стала чище).
-Сбор материалов по истории края.
(Обменялись материалами, дисками, фильмами, песнями с друзьями из Ханты-мансийского округа.  Фильмы «Казым. Земля Кошачьего локотка», мультфильм о жизни предков хантов и рассказ о музее села Казым есть в  распоряжении редакции. В Усть-Койве  встретились с сыном легендарного дяди Васи, Василия Субботина,  бывшего соратника С. Торопова, такого же заядлого бродяги,  организатора сплавов и экологического туризма. Дядя Вася недавно ушел из жизни, но его дело продолжает сын Александр. Теперь уже он принимает  туристов, в том числе зарубежных, в своей гостинице и в чуме. Между прочим,  Саша исполнил  для нас под гитару песню Высоцкого, портретами которого украшены стены построек, возведенных еще дядей Васей, страстным почитателем певца).
-Изучение карстовых явлений.
(Осмотрели несколько пещер; дали концерт у Голубого озера, глубина карстовой воронки здесь достигает 20 метров, но есть и провалы водоема до 60 м).
-Сбор лекарственных трав.
(Каждый вечер участники сплава имели возможность познакомиться с местными травами, которыми заваривали чай).
-Изучение животного мира.
(Слышали медведя; наблюдали канюка. Ну, и еще: автор этих строк умудрился подхватить на скале Ермак клеща, но слава Богу, паразита вовремя извлекли и заспиртовали).
-Охрана природы, экология.
(Почти на каждой стоянке, увы, собирали за другими банки-склянки, сжигали мусор)
-Сбор минералов.
(Коллекция красивых камушков, чусовских сувениров появилась у каждого желающего).
Под конец путешествия мы с Яном Кунтуром, нашим поэтом, «гуру», а также тамбуристом, варганистом (народные музыкальные  инструменты),  подвели предварительные  итоги.    К заданиям Сергея Торопова мы добавили еще одно направление – изучение музыкального наследия малых народностей, населяющих наш обширный край…
Да, еще по сбору минералов. Когда мы уже прощались, Миша Ожегов, наш «великий кормчий»,  рулевой  головного катамарана, чуть поколебавшись, достал свою драгоценную находку – брахиопод, древнюю окаменелость с отпечатком какого-то красиво завившегося моллюска (потом узнал: не «какой-то», а из отряда плеченогих, пермский период) - и великодушно подарил мне. Музейная вещь! Богата история Урала…




Назад