БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ Тур-каталог «Отдых в России-2009»
Автор – Маринина Е.О.
Подписано в печать 16.12.2008

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ
Болдино и прилегающие к нему земли принадлежали Пушкиным на протяжении четырехсот лет. Барский дом в Болдине – это дом Пушкиных! Не реконструкция, не новодел, а подлинный дом, который принадлежал семье Пушкиных. Дом, которому посчастливилось уцелеть.
Пушкинский музей Болдине был создан в 1949 году. Изначально экспозиция ютилась в бревенчатом домике Вотчинной конторы Пушкиных, а усадебный дом был занят школой. В начале 60-х годов его, наконец, освободили и отреставрировали. Вот тогда многие и открыли для себя Болдино.

Сюда, в родовую вотчину, приезжал Пушкин трижды. Здесь провел он осень 1830 года, отмеченную небывалым взлетом вдохновения, граничащего с чудом, которое и получило название - болдинская осень. Это чудо повторилось осенью 1833 года, когда Пушкин посетил Болдино во второй раз. Его пребывание в Болдине было сравнительно непродолжительно, в общей сложности - немногим более пяти месяцев.
Выезжая из Москвы, 31 августа 1830 года, он писал П. А. Плетневу: «Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже 30-ти лет жизни игрока. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день от дня далее. Между тем я хладею, думаю о заботах женатого человека, о прелести холостой жизни. К тому же московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери - отселе размолвки, колкие обиняки, ненадежные примирения… Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает - а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…».

Путь до Болдина через Муром и Арзамас занял около трех дней. 3 сентября поэт был в нижегородской деревне. Через неделю тон его писем изменился: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов».

Уезжая из Москвы, Пушкин знал, что с низовьев Волги надвигается эпидемия холеры. Карантин задержал Пушкина в Болдине до конца ноября. Творческие результаты этих месяцев, вероятно, удивили его самого. Вернувшись, он сообщал Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал…». Последние главы «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «История села Горюхина», около тридцати стихотворений, «Сказка о попе и о работнике его Балде», шутливая поэма «Домик в Коломне».

Ощущение пьянящего вдохновения Пушкин запомнит надолго. Спустя 3 года, завершая поездку по местам, связанным с событиями Пугачевского восстания, он вновь окажется в Болдино и еще раз переживет могучий творческий подъем. Это заставит поэта задуматься. И в последние годы жизни Пушкин будет не раз возвращаться к мысли переселиться в Болдино со всей семьей. Стать независимым. Трудиться в тиши и уединении. Но, не судьба...

В Болдино лучше всего приезжать в золотую осень.


Номинация «Лучшая публикация в печатном издании».

Назад